header.jpg">
ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ЗНАТЬ О ЗДОРОВЬЕ, НО НЕ ЗНАЕТЕ, ГДЕ  СПРОСИТЬ...
   Обучение    Услуги    Каталог препаратов "Ли Вест"    тест Здоровья    Опыт лечения
Главная arrow Медицина arrow Традиционная медицина arrow Тибетская медицина arrow Том 3. Тантра наставлений. Глава 87. Лечение отравлении составленными ядами

Главная
Кабинет врача ТКМ
Кит. диагностика
Бизнес с Ли Вест
Обучение
Массаж Гуаша
Диетология
Гирудотерапия
Препараты ТКМ
Медицина
ТКМ и спорт
Форум
Ци Гун
Услуги
Академия ТКМ
Энциклопедия
Карта сайта
Интересное, полезное
ФРФС

Видеоматериалы 


Опыт лечения с использованием препаратов древнекитайской медицины

Опыт лечения с использованием препаратов древнекитайской медицины компании "Ли Вест" (Li West) программы ГринСпринг ( Greenspring )

 



Том 3. Тантра наставлений. Глава 87. Лечение отравлении составленными ядами Печать E-mail

Затем риши Видьяджняна молвил:

О великий риши, как выучить раздел лечения болезней,
вызванных внешними причинами, то есть ядами.

Пусть Царь лекарей соблаговолит рассказать!

Учитель изрек:

О великий риши, слушай!

Ядов три [вида]: яды составленные, яды измененные
и яды природного происхождения.

Сначала о составленных, или искусственных, ядах.

К концу последних пятисот лет1 наступят
плохие времена, испортятся лекарства,
еретики от злости будут составлять такие [яды],
которые, как зараза чхам-ла, обрушатся на людей.

О ядах этих расскажу в шести [частях]: виды, способы вхождения [в тело],
признаки [отравления], способы лечения, борьба с осложнениями,
обрубание «хвоста».

В зависимости от «коней» [составов] яды делятся на пять видов.

Первый, зрительный яд, «едет» на солнечном свете;
второй, яд в виде дыма, «едет», оседлав ветер;
третий, яд, проникающий при ходьбе, «едет» на испарениях земли;
четвертый, яд прикасания, «едет» на маслах;
пятый, яд, поступающий внутрь, «едет» на пище.

Яды еще делятся по странам, по веществам,
по вызываемым болезням и сроку действия.

Страны — это Индия, Китай, Долпо и Мон2,
где ядами заражают [соответственно]
оружие, колья, хрос3 и соки. Есть тысяча
и четыре способа применения каждого из них.

Ядовитых веществ шесть [групп]: драгоценности, камни,
мясо, соки, природные яды и травы.

К ядовитым драгоценностям относятся соединения
золота, меди, бронзы, железа, ртути и свинца.

Особенно много составов с ртутью и свинцом.

Камни, из которых делают яды: «спинка лягушки»,
цинк, кальцит, киноварь, сера, пха-лван.

Мясные составы делают из мяса, крови, желчи,
волос и костей. Используют мясо коз, птиц,
собак, солонгоя, шпанских мушек, рыб, лягушек,
скорпионов, пауков и ящериц рцангс-па,
но чаше всего — собачье мясо и шпанские мушки.

Ядовитые составы из соков — это вытяжки из всех ядов.

Природные яды — это борец свирепый, борец Фишера, борец синий.

Из трав для приготовления ядов используются
пузырница, подофилл, «три жо-ша», якорцы, молочаи тхар-ну и дур-бйид.

Чаше всего яды готовят из пузырницы.

Составы из них могут быть самые разные.

А еще бывает так, что неверно назначенное лекарство превращается в яд.

Вкратце яды делят на «холодные» и «горячие».

Составы из камней и драгоценностей — «холодные»,
а травы, соки и мясо — в основном «горячие».

В смешанных составах сталкиваются «жар» и «холод».

По вызываемым болезням различают яд мдзе,
яд безумия, яд «дикого ножа», яд, вызывающий изъязвления рта,
яд, высушивающий тонкую кишку, яд, стягивающий челюсти,
яд китайской болезни, яд смуг-по-жу-скем,
яд, вызывающий поедание носа червями, яд, вызывающий
болезни желчи — пожелтение глаз и болезнь римс,
яд «черный удар» — наг-по тхог-дрег, яды, вызывающие болезнь гза,
колющие боли, задержку мочи и другие болезни с необычными признаками.

По срокам действия различают три группы ядов:
действующие один день, месяц и год.

О способах проникновения ядов в тело. Яд, «едущий»
на солнечных лучах, проникает в «цвет»;

«едущий» на ветре входит в сосуды через нос;

«едущий» на испарениях входит через поры и нос;

«едущий» на маслах проникает через поры;

«едущий» на пище поступает через зубы и рот.

Поступив сперва в желудок, яд пересаживается
в прозрачный сок пищи, заболевание которого
проявляется в виде отрыжки, рвоты и признаков несварения.

Этот прозрачный сок идет дальше в печень, где превращается в кровь.

В печени он вызывает колющие боли, боли в груди, учащение пульса.

Из крови яд переходит в мясо — оно синеет,
сохнет, появляются везде перемежающиеся боли.

Когда из мяса яд переходит в жир, наступает слабость и нарушается сон.

Из жира яд переходит в кости — появляются боли
в зубах, ногтях и жгучие боли в крупных суставах.

Из костей яд переходит в головной и костный мозг:
появляется головокружение, больной не переносит солнце,
ломит ноги, раскрываются суставы позвоночника,
при надавливании на них возникает приятная боль.

Из мозгов яд поступает в семя — белое и красное:
у мужчин открывается истечение семени, возникает влечение,
а у женщин скудеют и сворачиваются менструации.

Далее, когда прозрачный сок семени переходит в «цвет»,
который поступает в сердце, больной теряет «цвет»,
утрачивает память, впадает в тоску и сходит с ума.

Короче, яд, оседлав прозрачный сок, расходится
по всем семи силам тела и по всем нечистотам.

Претерпевая изменения в этих местах, яд вызывает множество
признаков болезней, возбуждает ветер, желчь и слизь.

Поэтому определение яда, печение отравления,
предупреждение осложнений весьма затруднительны.

Вместе с другими ингредиентами [ядовитого] состава и возбужденными долга
яд, оседлав пищу, попадает в плотные органы,
падает в полые, въедается в кости, разбегается по сосудам
и проникает в кожу.

Определение яда. Используют три метода: обследуют
общие признаки отравления,
обследуют частные признаки отравления тем или иным ядом,
определяют исход — поправится или умрет больной.

Первый метод строится на выявлении внешних, внутренних
и тайных признаков.

По внешним признакам отличают отравление от других болезней,
внутренние признаки — особенности пульса и мочи,
характер болей и условия, при которых болезнь приходит в движение, -
помогают определить природу яда, а тайные признаки
должны подтвердить [диагноз].

Внешние признаки. Проснувшись утром, больной
должен, не сказав еще ни слова и не сплюнув,
сплюнуть в чистую воду. Если [человек] не отравлен,
слюна будет плавать на поверхности воды,
а если в слюне есть яд, она обязательно утонет.

Если слюну отравленного намазать на рог сайги, она вскипит.

Если отравленный сплюнет на горячий мыльный камень,
на камне останется черное пятно с ячменное зерно.

Если мочу отравленного влить в рог гаяла с вином
и размешать иглой дикобраза, появится радужный [блеск].

Если мочу отравленного влить в рог гаяла
и помешать заячьими усами, усы сгорят.

Если усы отравленного выдержать день в его моче
и потом высушить, усы будут как опаленные.

Если в мочу отравленного влить кровь из петушиного гребня
и бросить борец, моча станет похожей на гной.

Если больного попросить зажать в зубах пластинку
чистого серебра, назавтра она поблекнет и будет плохо очищаться.

Если вечером больному дать вино с ху-лу-га4,
то наутро у него на языке, деснах и на нёбе будет радужный [блеск].

Можно дать проглотить перо павлина, закатав в масле,
и на другой день отмыть его и посмотреть:
если цвет пера не изменился — человек отравлен.

Надо обследовать все эти внешние признаки,
и если данные совпадут — отравление несомненно.

Но поскольку эти признаки не всегда проявляются,
для пущей уверенности обследуй и внутренние признаки.

Пульс, конечно, может быть всяким, но, если
много нарушений, таких же, как в пульсе человека, [заболевшего]
от вмешательства демонов, это говорит о яде.

Моча тоже бывает всякой. Но если мочу отравленного
налить в бронзовую посуду и на сутки закопать,
в ней появится осадок, похожий на порошок из камней,
земель, драгоценностей и трав, или осадок, похожий
на черепашьи яйца, или черный осадок с радужным
блеском, или моча станет совсем прозрачной.

Если мочу отравленного капнуть на медь, моча почернеет.

Характер болей. В первый месяц после отравления
боли незначительные, появляются кашель, слабость.

Со второго месяца приступы болей учащаются.

С третьего месяца появляются боли в местах, пораженных ядом.

С четвертого месяца под воздействием питания и образа жизни
болезнь приходит в движение.

В зависимости от состава [яда], от пораженных [им] дхату, от вида пиши,
с которой поступил яд, от места попадания яда признаки [болезни] различны.

Однако чаше всего наблюдаются слабость,
потеря аппетита, приступы гнева, утомленность,
тяжесть в теле; мясо сохнет и бледнеет,
трескается кожа, пушковые волосы на теле
очень чувствительны к прикосновению;
в корнях ногтей пробегают мурашки; головокружения,
обмороки, нарушения походки, боли в голове;
боли между желудком и печенью, в спине, в мышцах
и в ногах; больного тянет к огню или на солнце,
или в тень и в прохладу; жар; то сонливость,
то бессонница; ухудшаются зрительное и вкусовое восприятие,
частая зевота и чихание, иногда понос, рвота
и задержка мочи; нарушается эрекция; приступы тоски;
перемежающиеся боли в груди, нижней части тела
и в конечностях; потливость;
задержка менструаций; исчезает слизь с языка;
колющие боли в глазах, зубах, ушах, голове;
тугоподвижность шеи; хрипота. Вот такие бывают
самые разнообразные признаки.

Причем боли во рту, зубах, костях — как при болезни ветра;
пожелтение глаз и жар напоминают болезнь желчи;
слабость пищеварения, отрыжка, рвота, вздутие живота —
как при болезни слизи;
беспокойный пульс и колющие боли в груди — как при болезни крови;
зуд, мурашки и затекание — как при болезни чху-сер;
озноб, боли в суставах — как при болезнях римс;
кровавая рвота, боли в пояснице, желудке и печени — как при смуг-по;
слабость, усыхание мяса и кожи — как при болезнях, насылаемых сабдаком.

Все эти признаки бывают при отравлении ядами,
которые невозможно определить только по пульсу и моче.

Отравления проявляют себя как разные болезни
с очень изменчивой картиной,
но общими для отравления являются семь следующих признаков:
еда не впрок; усыхание мяса; упадок сил;
беспокойство в области печени и желудка; явления чхам-ча;
угнетенность; боли неясного происхождения,
которые прекращаются сами по себе.

Условия [питания и образа жизни], улучшающие или ухудшающие [состояние]:
болезнь приходит в движение от половой жизни,
верховой езды, от употребления рыбы, свинины, несвежего мяса,
от «коней» ядовитых составов и бычьей крови —
это относится к выявлению внутренних признаков.

Если признаков явных нет и определить болезнь трудно,
обследуй тайные признаки.

Лай похлебку из щавеля, добавив рыбу и свинину.

Если болезнь обострится — это отравление.

Теплый густой отвар элеокарпуса у отравленного
вызовет возбуждение дхату, тяжесть в теле, озноб.

Щитовник в коровьем молоке вызывает рвоту.

Порошок крестовника, белого сандала и барбариса,
запитый отваром эвкоммии, вызывает понос, рвоту и колющие боли.

Отвар миробалана хебула, горечавки холодной,
шиповника и луба барбариса вызовет у отравленного боли
и затекание во всех суставах.

Сгущенный экстракт плодов можжевельника шуг-ла, ферулы,
мускуса и «трех плодов» в коровьей моче
вызовет колющие боли в пораженном месте.

Если отравленному дать отвар шиповника и мирикарии
и на другое утро его мочу вскипятить, она должна свернуться.

Если все эти способы ничего не прояснили,
дай собирающее лекарство, и все станет ясно.

Частные признаки [отравления] различаются по входным дверям,
по составу яда, по виду вызванной болезни,
по сроку действия яда и по месту, которое яд поразил.

Определение отравления по признакам, проявляющимся на входных дверях.

Отравления ядами солнечных лучей и испарений
начинаются жжением в переносице, головной болью,
слабостью, зевотой, приступами злобы, болями в центрах суставов
и в икроножных мышцах, ознобом. Если болезнь сильная,
человек опухает или же сохнет, конечности стягиваются, как при болезни гза.

Яд прикасания сначала вызывает жжение и онемение в коже и зуд;
после расчесов появляются сыпи, мокнутия и опухоли.

Затем одни яды расходятся по сосудам,
другие превращаются в лхог-па, третьи — в брас.

В конце концов они разлагают мясо, рвут сосуды, разъедают кости.

Определение веществ, вызвавших отравление.

При отравлении ядовитыми драгоценностями развивается
слабость, человек сохнет и все больше бледнеет,
боли несильные, в животе колет и чувство холода,
во рту привкус ржавчины, пропадает эрекция,
желтеют глаза, желудок вздутый, отрыжка,
после питья шо открывается кровавый понос.

При отравлении составами из камней желудок становится
твердым и тяжелым, худеют конечности, отекает лицо,
проявления жара оборачиваются холодом, на печени,
желудке, желчном пузыре и селезенке появляются шишки скранов.

При отравлении мясным ядом краснеют глаза, в глазах темнеет,
спазмы в пищеводе, хрипнет голос, кровавый понос, кровохарканье.

Если отравили мясом с туши, мясом головы, горла, шеи
или внутренностями, то болит в одноименных частях тела
или органах отравленного.

При отравлении составами из шерсти внизу живота
появляются боли, как будто там двигаются черви,
кишки разъедает кровью, колющие боли во внутренних сосудах.

При отравлении составами из соков появляются боли
на одной половине тела и эта же половина усыхает;
болит голова, ноги, суставы, темнеет в глазах,
возникают озноб, жар, кажется, что поворачивается диафрагма.

При отравлении настоящими природными ядами появляется
ощущение онемения в корнях ногтей и языка,
темнота в глазах, чернеют зубы, трескаются язык и губы.

При отравлении составами из трав болят кости,
деревенеют жилы, человек зябнет, сердце учащенно бьется,
больной возбужден, при ходьбе падает,
ему кажется, что рот и губы отекли.

Вкратце ядовитые составы двух [видов]: «горячие» и «холодные».

При отравлении «горячими» пульс напряженный,
моча бурая с толстым слоем осадка, озноб,
боли в костях, суставах, в мышцах и голове,
колет в груди, желудке и печени; сохнет во рту,
трескаются зубы, ощущение приливов жара внутри,
сознание затемненное, частые сновидения.

Эти составы поражают в основном печень и желчный пузырь.

«Холодные» составы вызывают вздутие, отрыжку,
нарушают усвоение пиши, больной прожорлив;
пульс медленный, моча голубоватая, язык белесый,
лицо отечное; и, наконец, появляются скраны и отеки.

Эти составы поражают в основном желудок, вызывая несварение ма-жу.

Смешанные составы поражают печень и желудок,
при этом жар проявляет себя как холод и наоборот.

Определение отравления по виду болезней.

Яд мдзе в большинстве случаев делают из крови
людей, больных мдзе, и молочка калотрописа.

Он вызывает першение в горле, учащение пульса,
боли в костях и в костном мозге, неприятные ощущения в глотке;
мясо вздувается, появляются разрозненные мокнутия.

Если яд поразит кости, разовьется «мужской» мдзе,
от которого больные высыхают и умирают.

Если он поразит мясо и сосуды, будет «женский» мдзе,
который тоже приводит к смерти, но от гниения.

Яд безумия часто делают на основе крови улара и пузырницы.

От него бывают распирания в груди, возбуждение,
сыпь, дрожь всего тела, приступы злобы, драчливость,
многословие, отравленный с зубовным скрежетом падает в обморок.

«Яд ножа» делается из пены на горячем вине,
плодов ргйа-шо, мозга человека, умершего от болезни,
насланной яре, и крови с ножа. Отравленный «ядом ножа»
может погибнуть, упав с лошади, утопиться,
попасть под камнепад, упасть в пропасть и покончить самоубийством.

Время от времени у него кружится голова,
находят приступы тоски, на холоде распирает в груди,
слабеет память, зудит и затекает тело, хочется ходить.

Если отравленный выпьет отвар сверши на солнце,
у него в глазах появятся огненные искры, а в моче будет кровь.

Яд на основе драгоценностей вызывает изъязвления
во рту и высыхание тонкой кишки. Из-за язв
во рту отравленный не может ни есть, ни пить.

При высыхании кишки будут колющие боли и запор;
стягивает челюсти и затылок, вздувается живот и сводит шею.

При «китайской» болезни сводит конечности, бывает кровавый понос;
без помощи больной не может распрямить руки-ноги.

При «поедании носа червями» постоянно возникают болезни от червей.

Болезнь смуг-по жу-скемс вызываются сочетанием всех доша5.

При ней наблюдаются беспокойство в области желудка и печени,
кровавый понос, смерть наступает от распада печени.

Болезнь желчи «желтые глаза» вызывается ядом
на основе [заячьей желчи], безоара и камфоры.

Яд распространяется по местам желчи, окрашивая в желтый цвет мясо и глаза.

Болезнь рца-бйер, [вызванная составом на основе
крови человека, больного римс], похожа на болезни римс.

Яд «черный удар» делают из головы ядовитой змеи;
от него резь в глазах, колет в голове, вздувается живот.

Бродячая болезнь гза начинается внезапным сведением членов;
затекают и немеют конечности, выкатываются глаза;
отравленные умирают от усыхания мяса.

Колющая болезнь «задержка мочи» вызывается составом
на основе шпанских мушек.

В сосудах и внизу живота появляются колющие боли, запирается моча.

Вот эти и подобные им ядовитые составы
вызывают многочисленные разные болезни.

Определение отравления по сроку действия яда.

Яды суточного действия незрелы и остры;
если сложатся условия для проявления их действия,
они сразу же вызывают явления, напоминающие боли
при несварении, смуг-ло или же римс:
вдруг слепнут глаза, трескаются язык и губы,
сводит и стягивает все тело, теряется память.

От яда месячного действия усыхает мясо,
обесцвечиваются ногти, сохнут губы, темнеют зубы,
шумит в ушах, заволакивает глаза и вздувается живот;
на суставах появляются лиловые пятна; от приема шо пучит,
а от вина нападает болтливость.

Яд годичного действия вызывает усыхание тела
и тянущие боли в печени; человек становится
капризным и вспыльчивым; шумит в ушах; в почках чувство холода;
увеличивается живот; незначительная потливость;
выходят глисты; от вина накатывает слабость; зуд;
болят зубы; колет в боку; деревенеет затылок; бессонница; боли в желудке.

Определение отравления по месту, которое яд поразил.

Если яд попадет в сердце, заплетается язык,
больной возбужден, потеет, чихает, протяжно вздыхает.

От яда, попавшего в легкие, бывают насморк, зевота,
чихание, кашель, сиплость голоса, частая икота.

Яд, попавший в печень, вызывает высыхание глаз,
колики в диафрагме, рвоту желчью, чувство тяжести
в макушке и слюнотечение.

Яд в селезенке вызывает боль в губах, вздутие живота,
боль в области коротких ребер; ноздри раздуваются;
от холода желудок и селезенка увеличиваются,
а от жары появляются крутящие боли.

Яд в почках вызывает чувство холода в почках,
напряжение почечного сосуда, тяжесть в ногах, задержку мочи, шум в ушах.

В полых органах яд вызывает отрыжку, рвоту,
расстройство пищеварения, жар и понос; толстая и тонкая
кишки вспучены и урчат.

Яд, попавший в мясо, вызывает судороги мышц и
слабость суставов; кожа становится синеватой;
пульс напряженный; сосуды напряженные и сильно пульсируют.

От яда в жилах деревенеют жилы и стягиваются конечности.

Яд в костях вызывает боли в суставах,
несколько утихающие при растирании;
суставы опухают, движение их затруднено; кости ноют и усыхают.

По одному только типу частных признаков [отравления]
поставить точный диагноз нелегко, поэтому выбирай
что-то среднее из внешних, внутренних и тайных признаков,
только вместе они смогут навести на истину.

Расскажу о самом сокровенном, тайном признаке.

Утром дай рог носорога, борец разнолистный и
миробалан хебула, замоченные в воде. Потом собери
мочу больного и дай животным — они должны погибнуть.

Это и есть самый тайный из всех тайных признаков.

Признаки необоримой смерти: усыхает мясо,
вваливаются виски, пропадает аппетит, больного
вырывает съеденной пищей; язык, десны и ногти
теряют свою окраску; уходят силы; появляется черная сыпь;
опухают «пять мест»6, дыхание становится коротким;
больной сходит с ума, отказывается от пищи и лекарств;
внутренности распадаются, открываются понос и рвота живой кровью.

При появлении этих признаков выздоровление исключено —
откажись от больного.

Способы лечения делятся на две группы: общие и частные.

Общих три: лечение лекарствами, ядами и мантрами.

Лекарства различны при отравлении ядами «горячей» и «холодной» природы.

Лечение отравлений «горячими» ядами назначают
с учетом давности отравления и состояния сил тела.

В любом случае лечение основано на лекарствах.

Если силы тела хорошие и болезнь свежая, надо яд собрать, убить и очистить.

Если силы тела истощены и отравление давнее,
собирать яд и убивать его надо одновременно.

Первое средство в этом случае — обряды цхогс-бсагс для вредящего демона.

Запрети принимать пишу до полудня, а после полудня корми усиленно.

Запрети рыбу, свинину, мясо непарнокопытных,
все несвежее и кислое, назначай свежую говядину,
мясо голубого барана, дзерена, похлебку из одуванчика,
каши из риса и жареной муки, чай и холодную воду.

Если больной стар и ослаблен, назначай баранину,
сушеное мясо, свежее вино с похлебкой.

Запрети утомляться, перегреваться у огня
и на солнце, вести половую жизнь, ездить верхом,
много говорить, мокнуть, мерзнуть и спать днем.

При жаре назначай отвар миробалана хебула,
при холоде — отвар «трех плодов» и перца длинного.

Принимать отвары утром по пригоршне — семь дней.

Они уравнивают доша, отделяют болезнь от сил тела,
останавливают потение, дают телу легкость, улучшают аппетит.

Когда у отравленного появится ощущение, что он может трудиться, —
значит, болезнь созрела.

Если яд не рассеялся и отравление свежее, собирать яд не надо.

Яд собирают при застарелом отравлении, когда яд уже рассеялся по телу.

Собирающих лекарств два вида: для общего и частного лечения.

К первым относятся: вареная овечья кровь с молоком и добавлением
мытника; горчица белая с борцом разнолистным,
шиповником, миробаланом хебула, мускатным орехом,
бутонами и тычинками бомбакса, бычьей кровью
с ревенем и свежим головным мозгом животного;
живая кровь человека и животного, «три лдум»7,
луб барбариса, щавель чху-чхунг и горчица;
женьшень ложный и борец би-ша с сахаром.

Пока яд не собрался, надо давать свиную кровь
с ятрышником, горчицей и головным мозгом животного.

Признаки сбора яда: тело наливается тяжестью,
нападает лень, не хочется есть, сохнет во рту,
появляется ощущение жара в желудке.

Пока не появятся эти признаки,
продолжай давать лекарства, увеличивая их дозы;
на желудок ставь компресс из костей, на низ живота — компресс из песка;
растирай подошвы и ладони; назначай пилюли из

«трех природных ядов» с семикратным количеством
миробалана хебула и мочой.

Когда эти средства соберут яд в одном месте, убей его лекарствами.

Если лекарство назначить раньше, чем яд соберется,
это все равно, что погнаться за стадом оленей по степи.

Рассеявшийся яд не убьешь, его надо чистить.

Частное лечение отдельных болезней.

Яд, попавший в три доша, собирают мускатным орехом,
шафраном, ревенем и гвоздикой8.

Яд из верхней части тела собирает «Девясил высокий-4».

Пшеница и горох с ослиной кровью собирают яд,
рассеявшийся в четырех полых органах9.

Плоды полыни Сиверса, медвежья желчь и желчь человека с ятрышником собирают яд, рассеявшийся в конечностях. Состав с агатом, козьей селезенкой, лошадиным сердцем, канавалией и спондиасом собирает яд, рассеявшийся в суставах. «Царь камфора с советниками-3», то есть камфора, бамбуковая манна и шафран, собирает яд из глотки. Сверция, софора и момордика кохинхинская вытаскивают яд из зубов.

Собранный яд убивают травяным сбором,
сбором из соков и сбором из драгоценностей.

Травы хороши для крепких людей с сильным жаром
и с крепким желудком. «Нектарный сбор из трав»
против яда — главными в нем являются щитовник,
пикрориза, мирикария и соссюрея, а в свиту входят
крестовник, коптис, сверция, горечавка холодная,
хохлатка, горечавка урнула и купена — принимать три раза в день в отваре.

Если жар въелся крепко, главными сделать
какалию, щитовник, соссюрею, мирикарию, пикроризу
и сверцию, в свиту дать мумие и борец разнолистный.

«Проводниками» сбора будут следующие лекарства:
в плотные органы — «шесть хороших»;
в мясо — миробалан хебула, в кости — эвкоммия.

Дозы подбирают с учетом силы желудка.

При плохом переваривании давай время от времени «Каменную соль-3».

Когда жар начнет отступать или соберется где-то
в полом органе, дай дополнительно для очищения
миробалан хебула с ревенем и молочаем дур-бйш,
шиповником, лубом барбариса, адиантумом и горечавкой урнула.

К сердцу «проводником» будет спондиас,
к легким — термопсис, к печени — шафран,
к селезенке — кардамон средний, к почкам — перец красный, к мясу — куркума культурная, к костям — эвкоммия, к сосудам — лаготис, все в форме отваров. Или дай обычный травяной состав с «шестью главными» травами, их «родственниками», «друзьями» и «воинами». «Шесть главных» — это крестовник, щитовник, соссюрея, мирикария, пикрориза и сверция; «пять родственников» — это «три борца», кукушкин лен и корни одуванчика; «семеро друзей» — это горечавка урнула, остролодочник, астра алтайская, кумарчик, тмин, акебия и коптис; «восемь воинов» — термопсис, шалфей, горечавка крупнолистная, горечавка крупноцветковая, камнеломка зонтичковая, реманния, желтушник и ива; в «прислуги» и в «проводники» назначишь трех: шиповник, луб барбариса и мытник и еще пять — змееголовник, железный порошок, термопсис, песчанку и облепиху. Дополнительно против ветра добавляют костус, против желчи — момордику кохинхинскую, против слизи — девясил, против крови — адатоду, против чху-сер — эвкоммию; для плотных органов — «шесть хороших», для полых органов — [тоже] «шесть хороших». Причем, эти травы назначают для полых органов в первый период болезни, пока она еще не созрела, и в последний, когда начинают развиваться явления холода. В средний период, когда жар усиливается, их не назначают.

При вздутии и урчании в животе следует добавлять фанат и «три горячих». Для мяса добавляют миробалан хебула и куркуму культурную, для сосудов — медвежью желчь и лаготис, для костей — камни «спинка лягушки», белый и бурый, мрамор, гипс и киноварь, для глотки — гвоздику, горечавку холодную и миробалан хебула. Лекарства давать в форме сгущенного отвара в холодном виде три раза в день. Для вытягивания яда ко всем травяным составам надо добавлять перец длинный и мумие; для усиления действия — эмблику; для зашиты сил тела — миробалан хебула.

Если после отваров послабление не наступит, дай «дополнительных друзей» — ревень, молочай дур-бйид и миробалан хебула [сорта] «длинноклювый». Если где-нибудь появятся колющие боли, собери их «шестью главными».

Если жар не поддается, добавь к составам
камень «спинка лягушки», киноварь и крестовник.

Если лекарство подойдет, тогда больному станет лучше,
появится аппетит, улучшится пульс сердца, то есть
появятся признаки того, что голова болезни согнута.

При этом иногда наблюдается ухудшение, но потом
все равно покажутся вышеописанные признаки.

Если улучшения долго нет, значит, состав не подходит — отмени.

Ослабленных больных, стариков, людей с плохим
образованием тепла следует лечить соками и порошками.

Состав «Цари и советники-27» включает:
рога носорога, жемчуг, железный порошок, буру и
киноварь — лучшие средства против ядов из драгоценностей,
амриту, безоар и «шесть хороших» — царей, подавляющих яды из соков,
сандал, миробалан хебула, эвкоммию и борец разнолистный —
царей против природных ядов,
щитовник, мирикарию, луб шиповника и барбариса —
царей против травяных ядов,
желчь человека, медведя, свиньи и «три вида кала новорожденных» -
царей против мясных ядов.

В зависимости от веществ, вызвавших отравление,
увеличивай дозу противоядий.

Затем, добавив травы-«советники»: остролодочник,
тмин, горечавку крупнолистную и солодку, киноварь,
куркуму культурную, мускус, ферулу, мумие, «великое мясо»,
порошок железного шлака и сахар, которые запивают
отваром акации, этим составом («Цари и советники-37»] убьешь все яды.

При сильном жаре добавляют еще камфору;
против ядов из драгоценностей — мумие, буру и
миробалан хебула; против составов из камней —
селитру, мясо павлина и перец длинный;
против мясного яда — «три вида кала новорожденных»,
козью и человеческую желчь;
против природного яда — миробалан хебула,
борец разнолистный, тибетскую соль, эвкоммию, белый сандал;
против ядов из трав — «три лдум-бу» и борец разнолистный;
против ядов из соков — мускус и «шесть хороших».

Дозы лекарств, снимающих самые явные признаки, нужно увеличить.

В свиту назначают рога носорога, «лекарство дхармы»,
куркуму культурную, лаконос, куркуму ароматную,
ункарию белую и лиловую, мирикарию, нард,
барбарис, солодку, шеллак, железный порошок,
мушмулу, крестовник, коноплю, «белую» киноварь,
горечавку лежачую, свинорой и сахар.

При жаре давай камфору, сандал, безоар —
дозы подбирай в зависимости от силы жара,
принимать следует по утрам и вечерам с раствором мумие.

Или дай мумие, мускус, павлинье мясо,
желчь человека и козы, «три вида трупного кала»,
щитовник, бореи разнолистный и «шесть хороших»;
в свиту включи камфору, «два сандала»,
рога носорога, миробалан хебула, «лекарство дхармы»,
куркуму культурную, соссюрею, мирикарию, барбарис,
горечавку крупнолистную, адиантум, солодку,
пикроризу, термопсис, мушмулу, крестовник, кирказон,
коноплю, горечавку холодную, пустырник, буру,
лаконос и куркуму ароматную, киноварь,
ункарию белую и лиловую, бермудскую траву
и шеллак с сахаром — они убьют жар от яда.

Или дай желчь человека, медведя, обезьяны,
свиньи, попугая и павлина, щитовник, мускус,

«три вида трупного кала», рога носорога, безоар,
куркуму культурную, миробалан хебула, мирикарию,

«лекарство дхармы», борец разнолистный, «два сандала»,
луб барбариса, лаконос и буру -
запить раствором мумие в снеговой воде.

Или дай желчь медведя, павлина и других животных
с ункарией, миробаланом хебула, мясом с верхней
части тушек черепах, змей и ежей с их печенью
и желчным пузырем, безоаром и сандалом;
в зависимости от места поражения добавляй

«шесть хороших», горечавку урнула и прочее с сахаром.

Или дай желчь человека, свиньи, обезьяны
с коноплей, мускусом, ферулой, горечавкой холодной,
горечавкой крупнолистной, щитовником, барбарисом,
чесноком и «дождевой репой» в форме пилюль — они подавляют яд.

Эти составы-противоядия быстро снимают вызванный ядами жар.

Но если жар не сдается, используй драгоценности.

Лай золото, бирюзу, жемчуг, кораллы, «два сандала»,
лишайники с камней, шафран, бамбуковую манну
и меконопсис цельнолистный с сахаром. Или дай
жемчуг, перламутр, кораллы, белый рог носорога,
мускус, белый сандал, желчь человека и медведя,
бамбуковую манну и шафран с сахаром в порошке;
выбери соответствующих «проводников» к ветру,
желчи, слизи, крови, чху-сер, плотным и полым
органам, то есть к местам, пораженным ядом.

При отравлении ядами из драгоценностей запрети
любые слабительные лекарства и молочную пишу;
при отравлении мясным ядом — рыбу, свинину, все несвежее и кислое;
при отравлении составами из камней — масло растительное и старое мясо;
при отравлении ядами из соков — кровопускание и похлебку из крови.

Если еще до того, как убьешь яд лекарствами,
назначишь кровопускание, прижигание, слабительные
и рвотные, болезнь рассеется, захватит верхнюю
часть тела и оттуда придет в движение.

Во время лечения лекарствами пары болезни могут
оседлать ветер и вызвать волнение в сосудах.

Тогда на место, где колет, поставь компресс
из «шести главных» или компресс из сваренной стеллеры,
корней щавеля обыкновенного и соссюреи или поставь
на больное место компресс из одноименных частей
тела животных или их органов в вареном виде.

При отеке живота ставь компресс из дернины,
снятой с уступов старого субургана.

При отеке суставов согревай их землей, взятой
из пещеры, открытой с северной стороны, и сделай
прокол сустава ровно настолько, чтобы вышел пар.

Если колет в позвоночнике и на груди, прижги места колик.

Если таким образом не давать выхода испарениям,
они распространятся внутри тела и болезнь станет
трудноизлечимой — остаток ее не удастся изгнать.

Когда болезнь убита, надо выкидывать ее «труп».

/Зля этого применяют два вида [очищения]: общий и частные.

Общий заключается в удалении болезни с того места, куда она попала.

Подготовка состоит в омовении и растирании тела,
подавлении огнем возбужденного ветра, вызывающего колющие боли,
усмирении пилюлями приступов возбуждения червей,
которые вызывают пхо-лог.

[Второй этап] — «прокладка дороги» отваром ревеня,

«трех плодов», змееголовника, мумие и луба барбариса.

[Третий этап] — собственно очищение пилюлями из
миробалана хебула, клещевины, кассии трубчатой и эмблики
на отваре прутняка

.

Если отравление вызвано ядами из драгоценностей, добавляй ферулу, красную соль, аир, чернушку и девясил высокий; если ядом из камней — селитру, буру и перец длинный; если ядом из соков — шафран, медвежью желчь, нард, молочай дур-бйид и сахар; если мясным ядом — тыкву, коноплю, когти крокодила, молочай дур-бйид и сахар. Они послужат «проводниками», которые доведут состав до болезни.

Если слабит неважно, подгоняй «кнутом» — отваром миробалана хебула,
при боли в печени подгоняй раствором мумие,
при переполнении желудка — отваром каменной соли;
или сделай очищение сгущенным отваром
миробалана хебула, луба барбариса, конопли,
кассии трубчатой, лаготиса, ревеня и
горечавки холодной с добавкой молочая дур-бйда.

Или очищай молочаями тхар-ну и дур-бйид
с пикроризой и павлиньим мясом. «Проводником»
при жаре назначай мумие, при холоде — мрамор.

Готовят [лекарства] в форме порошка или отвара
в зависимости от состояния больного.

Очищение частное. Если яд попал в желудок,
назначай рвотное; если в сосуды — очисти сосуды;
если в мясо, кожу и кости — дай пропотеть.

Порошок лаконоса и куркумы ароматной,
сандала красного и белого, бамбуковой манны,
шафрана, безоара, «лекарства дхармы», щитовника,
куркумы культурной, медвежьей желчи и фаната,
шиповника и горчицы, запиваемый отваром мумие,
одновременно собирает и убивает яд.

Так же действует порошок «трех борцов», безоара.
миробалана хебула, белого рога носорога,

«двух сандалов», медвежьей желчи, мускуса, буры,
щитовника, куркумы культурной, мирикарии, луба барбариса
и сахара, запиваемый отваром мумие и акации.

Так же действует порошок миробалана хебула,
борца разнолистного, луба барбариса, безоара,
сандала, рога носорога с «проводниками» к плотным и полым органам.

Принимают его, постепенно увеличивая дозу, запивая «тремя жидкостями»10.

[Соединить] человеческую и павлинью желчь, «три борца»,
куркуму ароматную и лаконос, щитовник,
ункарию белую и лиловую и каменную соль,
принимать по утрам, запивая снеговой водой, —
этим лечат и жар, и холод и подавляют рвоту.

То же самое лечат и составом из миробалана хебула,

«трех борцов», куркумы ароматной и лаконоса,
ункарии белой и лиловой, шиповника, дгу-тхуб11,
мускуса, щитовника, буры, медвежьей желчи, мумие,

«трех видов кала новорожденных», «лекарства дхармы»,
мирикарии, барбариса, безоара, рога носорога
и белого сандала, ведомых к пораженным местам «проводниками»: к ветру их приведет костус, к желчи — сверция, к слизи — перец длинный, к крови — шеллак, к чху-сер — конопля, к плотным органам — «пять хороших», к сосуду жизни — гвоздика.

Когда появятся колющие боли, бояться не надо —
это значит, что лекарство сражается с болезнью.

Дай безоар, борец разнолистный, шафран,
миробалан хебула, сандал, разные виды желчи,
мясо с верхней части тушек с печенью и желчным
пузырем черепах, змей и ежей, саг-рш12 и
свиной жир с сахаром. Запивать снеговой водой.

Или возьми желчь павлина, медведя и слона
в дозах, последовательно возрастающих,
добавь дозу мяса с передней части змеи,
равную суммарной дозе всей желчи, и столько же добавь
миробалана хебула с борцом разнолистным и

«шестью хорошими». Запивают отваром мумие и эвкоммии.

Этот состав очень хорош для ослабленных больных.

Возьми павлинью желчь, реброплодник, репу, мускус и щитовник —
доза каждого больше предыдущей в два раза, —
чеснок, окись меди, рыбью и человеческую желчь
и, смешав с мочой восьмилетнего ребенка, сделай
пилюли. Они одновременно собирают и убивают яды.

Если при жаре, въевшемся в силы тела, как краска,
назначить чересчур много лекарств, то жар
не удалишь, а только погасишь огонь желудка.

Лекарства лучше давать малыми дозами и долго —
так, чтобы убить жар на месте. Время от времени
назначай слабительные длительного действия для изгнания остатков яда.

При истощении сил тела чередуют клизмы нируха и жамци.

При самопроизвольном поносе и потении очищение лекарствами не нужно.

О лечении отравлений «холодными» ядами.

Птичий помет, перец длинный, имбирь,
буру, мирикарию, окись меди, шеллак и сахар

[измельчают] в порошок, запивают кипяченой водой.

Время от времени давай слабительное из молочая дур-бйид,
смолы салового дерева, перца длинного, гедихиума
и миробалана хебула для выталкивания остатков болезни.

При отеках скйа-рбаб в состав введи корни термопсиса белого.

Потом суши отек этим же порошком, добавив серу,
медную золу, золу раковин каури и «трех горячих».

При образовании скранов к порошку добавляй селитру,
глауберову соль, «три горячих» и золу раковин каури.

Дай порошок буры, миробалана хебула, соды и луба барбариса.

Состав из золы раковин каури, меди и «трех горячих»,
мрамора, соды, буры, ржавых человеческих костей,
желчи человека и медведя, мумие, куркумы культурной,
корней одуванчика, человеческого кала, «шести хороших»
и миробалана хебула, запиваемый кипяченой водой,
также убивает и изгоняет яды.

Послабление можно вызвать молочаем лур-бйид
с перцем длинным и бурой, размешанными в воде, —
они очистят от остатков болезни.

Или дай «Золу измененного шпата» и после этого
сделай очищение пилюлями из миробалана хебула и клещевины.

Однако, если холод притворяется жаром, дай золу

«трех горячих» с жаропонижающими лекарствами общего действия.

Кормить [больного] следует свежей или сушеной бараниной,
поить мягким вином, образ жизни назначить «теплый».

Частное печение основывается на различии [способов]
вхождения яда, ядовитого вещества, вида вызванной болезни,
срока отравления и места поражения.

Печение отравлений в зависимости от входных дверей [ядов].

Яды дыма, солнечных лучей и испарений подавляются
отваром «шести главных» с добавлением мумие и борца разнолистного.

Назначаются ванны из «шести хороших» с последующим
приемом лечебного масла из «трех красных».

Против ядов солнечных лучей и испарений делают
ванну из «пяти амрит», которая снимает отеки и перемежающиеся боли

После ванны дай «шесть главных» в форме лечебного масла

Отравление ядами прикасания лечат [наружно] через рану и изнутри

Рану промывают мочой и жидкостью, отжатой от кала
добавив шафран, мускус, ферулу и чеснок-
смазывают мазью из серы, камфоры, конопли,
ревеня чху-рза, соды, мускуса, ферулы, шпанских мушек,
перца Бунге и копоти с винной гущей.
ли смазывают «шестью хорошими» с мускусом, борцом разнолистным
смолой салового дерева, миробаланом хебула
рогом носорога, жженым козьим рогом и маслом.

Мазь из горечавки крупнолистной, латука Лессерта,
кумарчика, ревеня, имбиря, перца длинного и
селитры с диким медом удаляет мдзе, брас, лхог.

Смазывают эфедрой с листьями рододендрона,
плодами можжевельника шуг-па, сандалом бурым, мускусом,
миробаланом хебула, латуком Лессерта, спондиасом,

«тремя плодами», белым сандалом, ятрышником,
канавалией и кирказоном. Из них делают сгущенный отвар
и размешивают с горстью человеческого жира.

В рану вводят миробалан хебула, костус, глауберову соль,
борец разнолистный, желчь медвежью и бычью
и сверху для отсасывания накладывают козий жир.

Для отторжения гнилого мяса надо прижигать железом
и на три дня залепить рану разными цветами с яйцом.

Потом замазать серой с молочаем дур-бйид,
молочаем тхар-ну, собачьей отрыжкой и золой костей.

При отторжении гнилого мяса смазывай рану
золой козьих рогов, гриба дождевика, сосны
и старых сапог, смешав с «лекарством дхармы».

Рану с жаром не прижигают, ее надо смазывать
порошком из «трех прохладных», камфоры, сандала белого,
безоара, миробалана хебула, мускуса и железного порошка,
смешанных с кровью.

Внутрь назначить «шесть хороших» с «двумя сандалами»,
миробаланом хебула, мускусом, куркумой ароматной,
лаконосом, соссюреей, термопсисом, сверцией,
журавельником, адатодой, гранатом, плодами можжевельника,
эмбликой, борцом разнолистным, медвежьей и
человеческой желчью с сахаром;
кормить больного козлятиной и козьей кровью.

Лечение отравлений в зависимости от ядовитого вещества.

Во всех случаях применяется общий противник
всех драгоценностей — мумие с миробаланом хебула,
лазуритом и серой, а, в частности, против яда золота
надо добавлять к ним кунжут и лен, против меди —
буру, против бронзы — чеснок, против ртути —
облепиху и коровью мочу, против свинца —
ячье масло, паленую шерсть голубого барана и быка.

Или дай [состав]: золото, серебро, медь, железо, жемчуг,
кораллы, бирюза, сандалы красный и белый,
лишайники с камней, меконопсис цельнолистный,
бамбуковая манна, шафран и сахар; «проводников»
к составу выбери из вышеназванных в соответствии с природой яда.

Или девять дней давай козью кровь с «Ратной»13,
после них — рога носорога, «шесть хороших», лилию,
меконопсис цельнолистный, мускус, безоар и сахар с козлиной печенью.

Лают пилюли из борца разнолистного со змеиной желчью.

При отравлении ядовитыми составами из камней
общими лекарствами являются «три горячих», селитра,
нашатырь, бура и павлинье мясо. Против ядов из камня

«спинка лягушки», цинка, кальцита, буры и серы
дополнительно используют соответственно:
хорошее вино, перец длинный, крестовник, чеснок, мед.

Эти яды подавляются лекарствами, которыми лечат
отравления «холодными» составами, только
нужно добавить к ним селитру и нашатырь.

Можно дать нашатырь, каменную соль, красную соль,
селитру, буру, «три горячих».

Общие противники ядов из мяса: медвежья желчь,

«содержимое кишечника трех новорожденных», бура,
остролодочник, мирикария и борец разнолистный.

В частности, если отравление вызвано козьим мясом,
следует добавить шафран, лилию и миробалан хебула,
если птичьим мясом — шафран, усы солонгоя и мясо черной курицы,
если собачьим мясом — копоть и водоросли,
если мясом солонгоя — мясо филина и удода или «три плода»
с «шестью хорошими».

Если отравление вызвано шпанскими мушками,
добавить жуков водяных, саранчу и борец разнолистный
или оносму и корни одуванчика с козьей кровью,
если рыбьим мясом — добавить мясо чайки,
если мясом лягушки — добавить мясо ящерицы рмигс-па.

От яда пауков следует добавить астрагал,
от яда скорпиона добавить головастиков,
от яда из мяса улара и яда, приготовленного
из крови человека, больного мдзе, добавить
к общему составу сверцию и соссюрею.

От яда из заячьей крови добавить медвежью желчь
и «три вида кала новорожденных»;
от яда с безоаром добавить собачью отрыжку и помет,
от яда из шерсти — мумие, шафран, камфору либо нашатырь,
шеллак и мумие.

Если яд смешан с костями, добавить к общему составу селитру,
серу и борец разнолистный.

С этими «проводниками» назначают основной состав.

Общим средством от мясных ядов является
мясо водяной мыши с белым горлом.

Или следует дать безоар с рыбьей и обезьяньей желчью,
мускусом, мумие и «лекарством дхармы».

«Девятерной состав из трав», в который входят тройка из щитовника, адиантума и бадана ха-бо, тройка из барбариса, мирикарии и змееголовника, тройка из шалфея, горечавки холодной и остролодочника, лечит отравление всеми искусственно приготовленными составами, в особенности — мясными ядами. Способ назначения и подбор «проводников» такой же, как и для всех отваров из трав.

От яда, приготовленного из волос, дают копоть,
паленые подметки и волосы с затылка,
после чего острым слабительным из молочая дур-бйид,
нашатыря и облепихи выгоняют остатки болезни.

От яда, приготовленного из павлиньих яиц,
помогают петушиная желчь, яйца удода и жаворонка.

Враги всех ядов, приготовленных из соков, — это
мускус, лилия, рога носорога, «шесть хороших» и «лекарство дхармы».

Особенно важен мускус, без него не обойтись.

Эти яды [из соков] побеждает «нектар богов»14.

Природные яды подавляют борцами разнолистными — белым,
желтым и красным,
миробаланом хебула, баданом ха-бо, содой,
калом новорожденных, куркумой культурной, нашатырем и мочой.

Противоядие от травяных составов делается из
мирикарии, астры альпийской, корней одуванчика,
цветов эдельвейса и листьев борца разнолистного
или адиантума, цветов эдельвейса, хлопчатника древовидного,
безоара, «трех прохладных», мускуса, рогов носорога,
реброплодника и сахара, запивают все мочой.

В частности, отравление пузырницей снимается
щитовником с адатодой или нашатырем с чесноком и грудным молоком.

Яд соломоцвета подавляется кирказоном с адатодой.

«Три жо-ша» обезвреживаются кардамоном настоящим,
сверцией и бамбуковой манной.

Противоядиями от молочая дур-бйид или других ядов,
вызывающих понос, служат средства, усиливающие
огонь желудка и улучшающие пищеварение,
изгоняющие остатки [яда] и останавливающие понос.

При отравлении [веществами], вызывающими понос,
слабительные вредны,
поэтому очищать нужно миробаланом хебула и ревенем.

При отравлении травами главное средство лечения — щитовник.

Печение отравлений в зависимости от вида вызванной болезни.

При отравлении ядом мдзе делают сильное очищение сосудов, после чего дают говядину и мочу восьмилетнего ребенка.

Дать сгущенный отвар из луба барбариса, безоара, соссюреи, миробалана хебула, борца разнолистного, сверши, мумие и журавельника на снеговой воде. Если после этого больной сильно пропотеет, дело пойдет на поправку. Назначить порошок, который рекомендован при лечении отравления ядом прикасания. В течение пяти дней давать на голодный желудок козье молоко. Приготовить пилюли из миробалана хебула, глазков на павлиньих перьях, серы, кальцита, бамбуковой манны, горечавки крупнолистной, сахара, человеческого жира, меда и патоки.

Лечение соками состоит в смазывании разными видами желчи с серебряной золой, молочаем дур-бйид, реальгаром, собачьей отрыжкой, грязью с мочеточника козла и шмелиным медом с мочой пятнадцатилетней девушки.

Против яда безумия давать горечавку холодную
с «шестью хорошими», чесноком с одним зубцом,
земляными квасцами, шафраном, баданом ха-бо
и щитовником — дозы возрастают к концу списка — принимать с молоком.

Поить вином, настоянным на «трех плодах»,
костным отваром с ферулой и перцем длинным;
прижигать точки шестого и седьмого позвонков и точку на середине груди.

При обмороках давать лекарственное масло
из граната, чеснока и плодов колоказии,
после чего прижечь вышеназванные точки.

Против яда «дикого ножа» дать масляный отвар репы
с пятью плотными органами и пятью органами чувств пяти-
или девятилетней девочки,
при этом читать мантру: «Аум тигле хри сва ха».

Принимать три дня на голодный желудок.

При появлении язв во рту и усыхании тонкой кишки
ставить на низ живота компрессы из листьев можжевельника шуг-ла;
держать во рту осоку с соскобом паленой старой подметки и рогов;
дать пилюли из лилии, павлиньей желчи,

«двух видов мяса»15, крови оронго и дикого меда.

Если сводит челюсти и стягивает затылок16, давать
куриную кровь с кровью оронго, реброплодником и мускусом.

При болезни жарких стран, от которой стягивает и сводит тело, дать
медвежью желчь, миробалан хебула, мясо дятла, ящерицы и скорпиона с маслом из ячьего молока.

Если «черви поедают нос», подави их пилюлями «Гаруда».

Против смуг-по-жу-скемс давай общие лекарства против смуг-по,
чередуя с «Большим лекарственным составом из трав».

Если от желчи пожелтеют глаза, дай сперва козью кровь с собачьей отрыжкой и жидкостью, отжатой от помета, — это для очищения крови. Потом дай четыре раза по полпригоршни отвара барбарисового луба — каждый раз запивать кипяченой водой — это для вызывания рвоты. Потом для успокоения дай пригоршню меда с коровьей мочой. Дай водный настой паленых козьих рогов и через четыре дня выпусти кровь из сосудов лодыжки.

Если по сосудам разбежится болезнь римс,
назначай «Большой отвар из трав», затем порошки и прижигания.

Против яда «черный удар» назначают безоар
с общим противоядием от мясных ядов.

От перемежающейся болезни /за противоядием
будут смола ватики черная, щитовник, миробалан хебула,
копоть, нашатырь, момордика однобратственная,
витания, ветреница, ревень, марь и сода.

Этот состав называется «Четыре и семь» и назначается
в форме пилюль на коровьей моче и порошка17.

Принимать по семь пилюль в день, запивая бычьей мочой и вином.

Порошок принимать по одному шо, запивая вином или мочой.

Этот состав в течение семи дней излечивает
всевозможные болезни и раны, нанесенные
отравленным оружием, кольями, хрос и соками,
независимо от срока действия яда — год, месяц или день —
и от того — наружный это яд или внутренний.

Этот состав собирает, убивает и выводит все яды.

При колющей болезни «задержка мочи» назначай мускус,
борец разнолистный, кассию тора, жуков водяных,
куркуму культурную, оносму и корни одуванчика с бычьей кровью.

Потом очисти сосуды и дай лекарства для выделения мочи.

Лечение отравления ядами разного срока действия.

Яд суточного действия изгоняют способами, описанными выше.

Яд месячного действия очищают «Нектарным сбором из трав».

Яд годичного действия удаляют составами из драгоценностей и соков.

Печение отравления в зависимости от места поражения.

Если яд поразил сердце, дают «Жемчуг-7» из жемчуга,
бамбуковой манны, шафрана, щитовника, камыша, ятрышника и борца разнолистного, или «Сандал-5» из сандала, шафрана, колеуса, сверции и алтея, или мясной отвар «Сердце зайиа-5» из заячьего сердца, головного мозга хорька, яиц куропатки, камфоры и человеческого кала.

Если яд попал в легкие, дают «Камфору-9» из камфоры, сандалов белого и красного, бамбуковой манны, шафрана, кирказона, винограда, нашатыря и прутняка, а также мясной состав «Медвежье мясо-7» из медвежьего мяса, сердца кабарги, голов куропатки и совы, пикроризы, камфоры, земли, выкопанной из глубины в локоть, и мочи.

Если яд попал в печень, давай «Шафран-12» из шафрана, безоара, сверции, кардамона среднего, лепестков и тычинок бомбакса, кирказона, меконопсиса цельнолистного, гвоздики, змееголовника, корицы и солодки, «Камфору-9» из камфоры, шафрана, орлиного дерева, сурика, киновари, сверции, пикроризы, щитовника, пшеничного вина и термопсиса.

Если яд попал в селезенку, давай «Гвоздику-11» из гвоздики, шафрана, кардамона настоящего, сверции, лишайников с камней, адатоды, малины, медвежьей желчи, мускуса, меконопсиса цельнолистного и сахара, «Гранат-9» из граната, корицы, шафрана, перца длинного, кардамона среднего, костуса, борца разнолистного, акебии и человеческой желчи или мясной состав «Головка воробья-11» из головного мозга воробьев и удода, козьей селезенки, клыков кабарги, мяса тигра, костуса, кирказона, сердца теленка, сердца козленка, камфоры и помета куропатки.

Если яд попал в почки, давай «Ящерицу да-бйид-16» из мяса этой ящерицы, «трех жо-ша», шафрана, кардамона настоящего, мускатного ореха, гвоздики, кардамона среднего, каракатицы, ветиверии, эфедры, краба, ластовника, кассии тора и конопли.

Если яд попал в полые органы, лучше слабительных средств ничего не придумать. Яд тут можно подавить порошком «Гранат-14», состоящим из граната, кардамона настоящего, нашатыря, каменной соли, тиноспоры, облепихи, девясила высокого, перца красного, сумаха, скорпиона, корицы, айвы, белены, миробалана хебула и сахара, смешанных с масляным отваром семян репы. Запивать порошок снеговой водой.

В частности, если яд поразил желудок, назначай «Гранат-6» из граната, корицы, гвоздики, каменной соли, шафрана кашмирского и тмина.

Если яд попал в тонкую кишку, дай «Мускус-6» из мускуса, борца разнолистного, щитовника, камыша, бамбуковой манны и киновари.

Если яд попал в толстую кишку, давай «Чеснок-4» из чеснока, который растет одним зубцом, прутняка, миробалана хебула и шафрана.

Если яд попал в мочевой пузырь, давай «Краб-6» из краба, нашатыря, кардамона настоящего, мускуса, алтея и миробалана хебула.

Если яд попал в желчный пузырь, давай «Камфору-7» из камфоры, шафрана, бамбуковой манны, сверши, кирказона, солодки и пикроризы.

Если яд попал в мясо и кожу, выгоняй его оттуда с потом. Способов три: «шестью хорошими» изгоняют жар из плотных органов, «тремя горячими» — из полых органов, «тремя плодами» — внешний жар. Эти три состава надо смешать, разделить на три части и одну часть принять на рассвете и запить вином — она должна проложить дорогу. Вторую часть выпить утром с костным отваром и укрыться потеплее. Третью часть принять в полдень, запивая мягким чаем; после этого должно начаться отделение пота.

Очень сильное потение вызывают пилюли из равных частей копоти, водорослей и смолы ватики черной, к которым добавляется восьмикратное количество мари, бутеи и витании с коровьей мочой. Эти пилюли надо принимать на рассвете в течение семи дней, запивая вином. Потом ставят компресс из вареной мари. После того как больной пропотеет, следует протереть тело шерстью с мукой — самочувствие его станет гораздо лучше.

В зависимости от состояния сил тела пот можно
выгонять три-пять раз. Особенно хорошо с потом
вытягивается застарелый яд. Но если жар въелся
в кости и вызывает в них ноющие боли, нужно не потение, а паровая ванна.

При сильном жаре назначай ванну из «пяти амрит»,
а при возбуждении холодного ветра — ванну из отвара старых костей. Ванну устраивают у открытого очага или над дымовым отверстием так, чтобы больной почти сварился. Потом его надо вытащить, уложить, закутать — пот отойдет и
станет лучше.

Если яд попал в сосуды, очищай внутренние сосуды.

Если он попал в наружные сосуды, выпускай кровь понемногу
и давай миробалан хебула с ячьей желчью, маслом
из семян репы и кальцитом — запивать мочой восьмилетнего ребенка.

Второе. Лечение отравлений с помощью ялов.

Здесь надо знать три [средства] — указчик [яда], помощник и оружие.

На отравление драгоценностями укажут шестеро:
золото, серебро, кораллы, медь, жемчуг и бирюза.

Их помощники — пять видов лишайников с камней18.

Оружием смертельным послужит рог носорога.

На отравление камнями укажут пятеро: мрамор,
камень из воды, бирюза, киноварь белая, кальцит;
им помогут «три горячих», а оружие — селитра.

На отравление мясным ядом укажут пятеро:
печень девушки, козленка, щенка и петуха с павлиньим мясом,
помощник — мумие, оружие — борец разнолистный.

На природные яды указывает смесь из ядов,
помощник — миробалан хебула, оружие — моча.

Эти средства поднимают, собирают и сутью своей
подавляют суть ядов, так же как идам подавляет оборотня блуд.

Выявляя главный яд, дают с горошину состав из указчиков.

Яд увеличится и обратится в своего врага.

Эти составы сочетают с другими лекарствами.

[Третье]. Лечение отравлений с помощью мантр.

«Аум ка ли ку ку ханг унг!

Бу дзу бха ти се дхан дха бхис!

Бха ганг унг! А на бхис! Рдес ганг унг!

Бхис па ри ка унг! Бхис ганг бхи бхис!

Ха ра ха ра ме хаум кхйи сва ха/

Сра ба бха ра бхис/ Ла хи ка ро амрита
ка ри ба ри на хо! Ма ха де ро!

Ни лен кан дха до хор ма! Ха ри бхис!

Нанти бхис! Аум шад де шад де сва ха!

Аум шед шед би шед сва ха!

Аум круг ле хри А хри кхйа», — эту мантру для
собственной защиты читают двадцать один раз,
а для лечения отравленного читают сто или тысячу раз.

Эта мантра победит окончательно яды борцов, мясной яд
и яды составленные.

Ее можно написать золотом, не проставляя значки шег19, и носить при себе.

Мудрецы-риши придавали этой мантре большое значение.

Расскажу, как быть, если возникнут осложнения при лечении.

Причины осложнений: нарушения режима и диеты, козни демонов,
добавочные болезни, нарушение равновесия первоэлементов
и переход отравления в затяжную болезнь гчонг.

Из осложнения, вызванного нарушением диеты и режима,
надо постараться извлечь пользу и убить болезнь20,
потом изгнать остатки так, чтобы не осталось следа.

Демонов следует вычислить гаданием и устроить соответствующие обряды.

[Осложнения добавочными болезнями]. При боли в голове и головном мозге давай пилюли «Камфора-9» из камфоры, бамбуковой манны, мумие, сверши, миробалана хебула, сандала, ластовника, кирказона и адатоды с яйцом и маслом — запивать водой с козьей желчью; также давай мочу молодого мужчины с ячьей желчью, витанией, мускусом и алтеем. Можно дать состав из камней «Мрамор-6» из мрамора, камня «спинка лягушки», буры, кальцита, чо-лонг21 и костей дракона.

При покраснении глаз и когда в глазах темнеет от жара, смазывай глаза мазью из камфоры, мускуса, сливочного масла, миробалана хебула, барбариса и грудного молока; брызгай в глаза водой; давай лекарственное масло из «трех плодов», барбариса, тмина, манго и сахара с маслом; выпускай кровь.

При потемнении в глазах давай желчь бычью и медвежью,
при кровотечении из носа — «Цветок и корень — два и семь»22
и отвар солодки с медвежьей желчью.

При сиплости и потере голоса надо давать «Селезеночный состав» из сушеной бычьей селезенки и гвоздики с холодной водой или сгущенный отвар горечавки холодной, борца разнолистного, цветов шиповника, листьев дерезы; сгущенный отвар миробалана хебула, причем половина должна быть поджаренной; отвар куска старой, осыпающейся стены; сгущенный отвар луба шиповника с мускусом.

Если страдают сердце и легкие, дай «Безоар-3»
из безоара, можжевельника шуг-ла и перца Бунге.

При сердцебиении назначают вино, настоянное
на эвкоммии, добавив гвоздику, и прижигают седьмой позвонок.

При сухости в легких и частом кашле давай леденцы из белой патоки с горечавкой холодной, бамбуковой манной, баданом язычковым, облепихой, костусом, гранатом, термопсисом и мясом совы.

При болях в печени дай «Отвар от смуг-по почек»23;
при почечных коликах — отвар перца длинного и канавалии.

При вздутии желудка дай отвар «Костус-3»
из костуса, морской соли и корицы.

При гланг-тхабс «выворачивание желудка» назначают сильное слабительное из мяса дикого гуся, молочая дур-бйда, медвежьей желчи и миробалана хебула или отвар из двух видов щитовника24, миробалана хебула, шафрана, каменной соли, нашатыря, красной соли, поташа и мочи.

Если лекарство свернется в желудке, нужно дать отвар морской соли с фанатом и кардамоном настоящим и поставить масляный компресс из кипяченого растительного масла с миробаланом хебула, тмином и человеческим мясом. При рвоте и поносе с кровью дай «кал трех новорожденных», камфору, шафран и щитовник — дозы компонентов возрастают к концу списка — принимают состав, размешав на грудном молоке.

При запоре прослабляй лекарствами, дай раствор медного купороса.

При рвоте и поносе приготовь состав из коровьего навоза
или из земли, взятой с глубины в локоть и
смешанной с пометом месячного теленка и водой.

Процедив, в полученную жидкость добавь коноплю и вскипяти.

Если понос продолжается долго, давай бараний суп
и назначай другие лекарства от поноса.

Если лекарства и пища усваиваются плохо,
поставь компресс из сухой винной гущи и дай
сгущенный отвар каменной соли и перца длинного.

При болях после приема мяса нужно дать бульон и кровь и вызвать рвоту — бульон с разными солями дать с вечера, а утром следующего дня заставить выпить козьей крови, сколько сможет. После этого назначить «Гранат-5».

Если испарения болезни вызывают колющие боли, давай время от времени барбарисовую кханду и помет новорожденного жеребенка с водой. При перемежающихся колющих болях назначай «Девясил высокий-4».

При тугоподвижности затылка дай отвар грибов и поставь компресс на затылок.

При тугоподвижности конечностей надо давать мускус с борцом разнолистным, нардом и гвоздикой, смешав с девичьей мочой, поить сгущенным отваром свинороя, ставить компрессы из вареного очитка и отвара разных трав.

Если ноют и немеют суставы, дают сок репы с козьим молоком, отваром рыбы, отваром ячьего мяса, запивать следует мочой беременной женщины.

При болях в мелких костях давай отвар из костей запястья и костей ступни.

При появлении болезней чху-сер давай «Костус-4» из костуса, сумаха, борца разнолистного и ячьей желчи.

Если появятся брас или брум, как при болезни мдзе, пользуйся мазью из сандалового масла.

При жаре кожи следует обтирать снеговой водой или отваром луба барбариса и шиповника с коноплей и брызгать водой с «шестью главными».

При бессоннице, носовом кровотечении и потливости
назначай общие средства, применяемые при жаре.

При одышке заставляй больного носить тяжести,
при болях в груди заставляй бросать камни,
при болях в нижней части тела — ездить верхом,
при болях в пояснице — носить мешок с ячменем.

Упражнения развивают тело, и болезни сосудов рассеются сами собой.

При осложнениях [в системе] трех доша приходится
лечить и ветер, и слизь, и желчь, в результате слабеет огонь желудка,
в печени накапливается жар, а в толстой кишке — ветер.

Поэтому надо давать лекарства, усиливающие
огонь желудка, делать очищения клизмой жамии.

Если впоследствии рассеявшийся ветер вызовет бессонницу,
потягивания, дрожь, обмороки и безумие, давай крепкий бульон,
костный отвар, вино из патоки, делай массаж тела.

Чрезмерное накопление ветра истощает силы тела и оборачивается жаром.

Поэтому не пропусти момент таяния-застывания.

Из-за неверного лечения или по воле кармы отравления
обычно приводят к болезням лму-чху, скранам и затяжным болезням гчонг.

Скраны разбивают тем, что трижды в день принимают
нашатырь с каменной солью, корицей, селитрой,
золой медного купороса, «тремя горячими», костусом,
чередой, термопсисом и миробаланом хебула с вином.

После этого выгоняют очистителями остатки.

Или дают «три плода» с фанатом, эмбликой, корицей,
ломоносом, «тремя горячими», костусом, патокой и медом.

Если отравление обернулось дму-чху, то сначала
внутрь и наружно назначают состав из шиповника
с бузульником, собачьими мозгами и козьим молоком.

Внутрь давай пижму обыкновенную с рогами сайги, перцем длинным
и медвежьей желчью, замоченные в рисовом отваре.

Делай растирания золой эфедры с маслом.

Когда отеки созреют, очищай их от жидкостей,
суши их пилюлями из граната, эмблики, солодки,
золы раковины каури, нашатыря, перца длинного,
корицы, миробалана хебула, меда и репы —
в день принимать по три пилюли.

В лечении руководствуйся главами о болезнях дму и скран.

Способы предупреждения возврата болезни, то есть «обрубание хвоста».

Назначив несоответствующее питание и режим, следует
расшевелить болезнь и повторить назначения.

Если лекарство оказалось не полезным, а вредным,
дай взамен другое лекарство и отправь на других «конях».

Яд может находиться в теле недели, месяцы и годы,
поэтому время от времени надо вытягивать жар.

Если жар въелся крепко, сначала делают очищение,
а потом назначают ванны в горячих источниках.

При жаре средней силы принимают сидячую ванну,
при слабом жаре достаточно изгнания пота.

Если несоответствующие пища и режим не могут
расшевелить болезнь, надо выдернуть корень —
дать «Миробалан-4» из миробалана хебула,
борца разнолистного, медвежьей желчи и мумие.

Принимают его полмесяца, запивая водой.

Потом назначают масло «шести главных» с «тремя плодами»,

«тремя красными» и землей со старой стены,
добавив «шесть хороших» и «три сладких».

Они укрепляют тело и не дают болезни вернуться.

Или дают масло из горечавки холодной, добавив
маточную кровь, свиной жир, овечий помет и мед.

В течение года нельзя употреблять свинину,
рыбу, мясо непарнокопытных животных, несвежее и прокисшее,
а также продукты, с которыми первоначально яд попал в тело.

Следует воздерживаться от быстрой верховой езды, половой жизни,
ибо все это может привести к неожиданной смерти.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра

тайных устных наставлений.

Тантра наставлений.

Завершилась глава восемьдесят седьмая

«Лечение отравлений составленными ядами»

 

Примечания:


1 Это пророчество встречается в «Чжуд-ши» неоднократно.

2 Долпо, Мои — исторические области в Западном Тибете.

3 Значение слова хрос не установлено.

4 Ху-лу-га — это белый сандал; удод; грязь с рук; бадан [1, т. III, л. 445а]. По словарю Суматиратны, ху-лу-гу — это разновидность щитовника.

5 Четыре болезни — «китайская» болезнь, «поедание носа червями», смуг-по, жу-скемс — вызываются расстройством равновесия между доша. Только когда яд рассеется по сосудам, открывается кровавая рвота и кровотечение из носа.

6 «Пять мест» — здесь: желудок, центр груди, шестнадцатый позвонок, точка печени и «общая дверь» затылка.

7 «Три лдум» — мирикария, щитовник, шиповник.

8 Мускатный орех собирает яд из ветра, шафран — из желчи, ревень — из слизи, гвоздика — из всех доша.

9 Четыре полых органа — здесь: желудок, желчный пузырь, тонкая кишка, толстая кишка.

10 «Три жидкости» — снеговая вода, моча, вино.

11 Дгу-тхуб — здесь: дождевая репа. Другое название — гланг-чхен чхиг-тхуб.

12 Саг-рци (саг-рам-рии) — зеленый налет на медной или бронзовой посуде, образующийся от кисломолочных продуктов, окись меди.

13 «Ратна» — состав из золота, серебра, меди, железа и бирюзы в форме пилюль величиной с горошину.

14 Состав «нектара богов» различен: мясо дятла, ящерицы и краб; желчь медведя, человека и павлина; «лекарство дхармы», чеснок и пр. (см. [1, т. III, л. 501а]).

15 Два вида мяса — здесь: мясо хорька и ящерицы рмигс-па.

16 Сводит челюсти и стягивает затылок — буквальный перевод тиб. зерма лтаг-дкйе, в «Вайдурья-онбо» трактуется как иносказание, обозначающее у одних авторов коровью слюну, у других — рыбью кровь [1, т. III, л. 5026].

17 Четыре первых средства готовятся в форме пилюль, семь других — в форме порошка.

18 Пять видов — красные, белые, желтые, зеленые и черные лишайники с камней.

19 Цхег — вертикальная черточка в тибетской письменности, отделяющая слоги.

20 Считается, что осложнение поднимет болезнь с места, т.е. вызовет обострение, и лекарству будет легче «попасть в болезнь».

21 Чо-лонг — монг. «камень»; встречается в словосочетании пха-лванг чо-лонг.

22 В состав входят цветы гороха, корень борщевика, кораллы, луб камыша, термопсис, спондиас, сандал белый, камфора и гвоздика.

23 «Отвар от смуг-no почек» — сгущенный отвар плодов энтады фасолевой и мумие с добавкой бурого сандала и змееголовника.

24 Два вила щитовника — растения в комментарии не названы, указано только, что это «щитовник-царь» и «щитовник-советник».

 

 

Запишитесь на прием врача ТКМ по телефонам (812) 273-84-14, 8(931)274-67-88, 8(931)274-68-11

Специалисты "Учебно-Оздоровительного Центра «НЬЮМЕД»" предупреждают: Информация, размещенная на сайте, не может рассматриваться как рекомендация пациентам по диагностированию и лечению каких-либо заболеваний и не может служить заменой консультации с врачом. Данная информация не может быть истолкована как призыв неспециалистам самостоятельно лечить установленные проблемы. Методы китайской медицины значительно отличаются от методов западной медицины, исходя из этого, существует большая вероятность расхождения полученного результата с Вашим официальным диагнозом.


Кабинет врача ТКМ
Услуги Китайского центра "Ньюмед"
spine_tcm.jpg
Здоровое благополучие. Бизнес с компанией Ли Вест.
Препараты ТКМ
On-line запись

УОЦ "НЬЮМЕД"

Лицензия №78-01-002476

ЛицензияКонтакты

   Вы всегда можете   связаться с нами  по      E-mail:  newmed@inbox.ru,        или телефонам:

(812)273-84-14,       8(921)394-96-70.

Наш адрес:

Кирочная ул., д.22 (вход под арку) (м.Чернышевская)

Время работы:
пн-пт с 11 до 20,
сб с 11 до 18, вс-выходной.

Мы в соц. сетях

vkico.pngliico.png   

Ермакова Н.В. 

Шри Сатья Саи Баба